Путешествие в село Дединово

Дединово — родина корабля «Орел»

Адмиралтейство - кораблик из Дединово
Кораблик на шпиле Адмиралтейства

Мало кто знает, что золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге имеет реальный прообраз. Им является первый российский фрегат «Орел», построенный в подмосковном селе Дединово в царствование царя Алексея Михайловича (1629 — 1676). Этот фрегат знаменит еще и тем, что на нем впервые был поднят державный триколор, бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом — символ принадлежности корабля к российскому флоту.

Московские туристические агентства еще не проложили в Дединово свои маршруты. Я поехал в село самостоятельно, автотуристом, получив известие о предстоящем в воскресенье 13 сентября 2020 года освящении местной церкви Казанской иконы Божией Матери. Храм был воссоздан за 10 лет практически из руин. В восстановлении храмов в героических местах российской истории я вижу один из символов возрождения величия России.

Справка

Дединово - герб
Герб сельского поселения Дединово

Село Дединово (до начала XX века именовалось также Дедново) расположено в Луховицком районе Московской области на двух берегах реки Оки. Берега соединяет паромная переправа, действующая круглосуточно. Расстояние по трассе от Москвы — 150 км, от Луховиц- 12 км.

Первое документальное упоминание о Дединове относится к 1498 году, когда царь Иван III переселил сюда часть жителей Великого Новгорода. Их потомки сохранили искусство постройки стругов — больших, до 30 метров в длину, суден, приводимых в движение веслами и парусом. Здесь летом 1667 года была основана первая государственная верфь для строительства морских судов. Она просуществовала до 1670 года. Дединово посещали цари Иван Грозный (1530 — 1584) и Пётр I (1672 — 1725).

Достопримечательностями села являются мемориальный комплекс вблизи былой верфи, три церкви постройки XVII — XIX веков, краеведческий музей. Население села составляло около 8000 человек в начале XX века, сейчас — менее 2000.

Дорога в Дединово

Дединово - теплоход "Бородино"
Круизный теплоход «Бородино» плывет по Оке

Когда-то добраться в Дединово из Москвы можно было речным путем — по реке Москве и далее по Оке, в которую Москва впадает в районе Коломны. Увы, Ока давно не является полноводной рекой. Летом она мелеет, что делает невозможным на ней крупнотоннажное судоходство. По этой же причине по Оке не проводятся регулярные рейсы речных судов. Дединово можно увидеть лишь с борта двухпалубного круизного теплохода, взяв билет на «Московскую кругосветку»: маршрут «Москва — Коломна — Константиново — Рязань — Касимов — Муром — Нижний Новогород — Плес — Кострома — Ярославль — Мышкин — Калязин — Москва». Остановка «Дединово» на нем не предусмотрена.

Люберцы

Автомобильный путь из Москвы в Дединово начинается в районе Люберец. Здесь после МКАД Волгоградский проспект продолжается как Новорязанское шоссе, являющееся частью федеральной автотрассы М5 «Урал». По дороге на Рязань шли войска Ивана Грозного для завоевания Казани. Этой же дорогой везли в Москву плененного Емельяна Пугачева. Я отправился по ней в путь как автопассажир 12.09.2020. Первым после Москвы населенным пунктом был почти слившийся с ней город Люберцы.

Люберцы, ставшие городом в 1925 году, впервые упоминаются в 1623 году как село Либерицы. В начале XVIII века им владел светлейший князь Александр Данилович Меншиков. После его ареста село отошло в казну, а в 1753 году было подарено будущему императору Петру III. Он несколько раз приезжал в Люберцы со своей супругой — с 1762 года императрицей Екатериной II. В 1862 году через Люберцы прошла железная дорога, здесь была первая от Москвы остановка.

Бронницы

Бронницы по дороге на Дединово
Герб города Бронницы

На 52-м километре Новорязанского шоссе, после пересечения им реки Москвы, начинается город Бронницы. Первое упоминание о нем (тогда государевом селе Бронниче) относится к 1453 году. Название этого населенного пункта происходит от бронниц — специальных житниц с фуражом, некогда выставлявшихся вдоль дороги для проезжающих. Бронькой в старину называли колосья овса.

Статус уездного города был дан Бронницам Екатериной II в 1781 году. На его гербе до сих пор красуется золотой конь на зеленом фоне. Правая верхняя часть герба с Георгием-Победоносцем символизирует принадлежность города к Московской области. Конь на гербе изображен неслучайно. В середине XVII века царь Алексей Михайлович основал в Бронницах крупнейший в России конезавод, просуществовавший до 1845 года. На месте каменных конюшен были сооружены казармы конного полка. Ныне в них размещен Научно-исследовательский испытательный институт № 21. В его стенах разрабатывается, а на близлежащем полигоне проходит испытания вся автотранспортная техника для Российской армии.

Коломна

Коломна - храмы
Подмосковная Коломна

В старину дорога на Рязань проходила через Коломну — один из древнейших российских городов. Он был основан около 1150 года. Город находится у впадения реки Москвы в Оку, примерно посередине между Москвой и Рязанью. Расстояние от Москвы до Коломны по автодороге — 100 км. Сейчас Новорязанское шоссе оставляет Коломну в стороне. Объезжая город на расстоянии примерно 5 километров к северу, автомобилисты все же имеют возможность полюбоваться издали его многочисленными храмами.

У моста через Оку шоссе делится на две ветки — вдоль левого и вдоль правого берегов реки. Левобережная ветка ведет на Дединово, правобережная — на Луховицы. В 1552 году войско Ивана Грозного на дединовских стругах двинулось к Свияжску, где готовился штурм Казани. После взятия Казани в Москве был построен храм Василия Блаженного, а в Дединово шатровая колокольня у церкви Воскресения Христова. Колокольню в 1960 году колхоз разобрал на кирпичи.

Дединово — на месте государевой верфи

17 мая 2019 года в Дединово торжественно отмечался праздник российского триколора. В тот день исполнилось 350 лет, как на корабле «Орел» был поднят российский трехцветный флаг и корабль покинул дединовскую верфь. На месте верфи в 1996 году, к 300-летию российского флота, был сооружен мемориал. Об истории создания верфи и фрегата «Орел» кратко повествуют пять табличек, прикрепленных к ограде мемориала. Доминантой мемориала является стела белого цвета с корабликом на вершине и выгравированными в граните словами благодарности основателям верфи и строителям корабля «Орел». Плита с гравировкой была прикреплена к стеле в 2019 году.

История верфи Дединово

В 1666 году компания армянских купцов — подданных персидского шаха обратилась к царю Алексею Михайловичу с просьбой дозволить им возить товары в Европу через Россию — по Каспию и дальше по Волге. Этот путь им казался безопаснее, чем через горы Малой Азии, хотя и на нем купеческие караваны подстерегали шайки разбойников. Царь дозволил. Для охраны торговых путей указом от 19 (29) июня 1667 года он приказал начать изготовление военных кораблей по образцу европейских. Струги были непригодны для этой цели, так как не умели ходить против ветра.

Верфь было решено устроить в Дединово, поскольку окрестные леса славились своими дубами и корабельными соснами. Их древесина долгое время не гниет в воде, что является важным фактором живучести кораблей. Для сплава корабельного леса в свое время была специально прорыта от реки Цна река Ройка.

Путешествие в село Дединово
Строителям «Орла» от благодарных потомков

Из Голландии пригласили несколько корабельных мастеров с инструментом. Летом 1667 года началось строительство верфи. Место для нее голландцы выбрали при впадении Ройки в Оку. В Дединово и окрестных селах было набрано 30 плотников. 14 (24) ноября 1667 года на верфи был заложен морской корабль по типу голландского пинаса. Двухпалубный трехмачтовый фрегат имел 24,5 метра в длину, 6,4 метра в ширину, оборудован 22 пушками.

О важности проекта для российского государства говорит тот факт, что наблюдал за строительством фрегата боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 — 1680), бывший в ту пору главой Посольского приказа — по-современному, министерства иностранных дел. Он был также инициатором развития торговых отношений с Персией. Русскими плотниками руководил дворянин Яков Полуэхтов. Общее руководство строительством осуществлял голландский полковник Корнелиус ван Бокховен.

Судьба фрегата «Орел»

Путешествие в село Дединово
Почтовая марка СССР, посвященная спуску на воду фрегата «Орел»

Корабль был спущен на воду уже в мае 1668 года. Затем началась его отделка. Параллельно с фрегатом на верфи строился ботик — большая лодка, предназначенная для плавания по морю под парусом. В марте 1669 года приглашенный на русскую службу голландский капитан Давид Бутлер и некий астраханец, знавший Каспийское море, осмотрели корабль и признали его годным для плавания. 4 мая 1669 года (по н.ст.) фрегату было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. 17 мая на корабле был поднят российский триколор. Под командованием капитана Бутлера он покинул Дединово, чтобы по Оке и Волге направиться к Каспийскому морю.

К сожалению, дальнейшая судьба фрегата сложилась неудачно. 21 июня он вышел из Нижнего Новгорода в Астрахань, куда прибыл 13 августа. В сентябре корабль несколько раз спускался к Каспийскому морю, однако из-за ненадежности парусов туда не выходил. Началась раскройка новых парусов.

Корабль простоял в Астрахани 9 месяцев. В 1670 году «Орел» был захвачен и разоружен войсками Степана Разина. Фрегат отвели в тихую протоку Волги, где он и сгнил. Верфь в Дединове просуществовала до 1670 года. На ней ещё была построена 32-вёсельная галера.

Ботик Петра I

Копия ботика Петра I
Копия ботика Петра I в Петропавловской крепости

Документально никак не подтверждается судьба ботика, построенного в Дединово одновременно с «Орлом». Сильно поврежденный ботик, позже названный «дедушкой русского флота», Петр вместе с голландцем Францем Тиммерманом обнаружил в 1688 году в амбаре подмосковного села Измайлово, имении своего отца. Когда-то село принадлежало боярину Никите Ивановичу Романову, двоюродному брату деда Петра — первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (1596 — 1645). Никита Романов умер в 1654 году, не оставив после себя наследников. По этой причине село отошло к его ближайшему родственнику — царю Алексею Михайловичу.

История «дедушки русского флота»

После смерти Никиты Романова была сделана полная опись имущества усопшего. Найденный в амбаре села Измайлово ботик в ней не значился. Что говорит о том, что он был доставлен в Измайлово позже, при царе Алексее Михайловиче. Историки до сих пор спорят о происхождении ботика Петра I — «дедушки русского флота». По мнению одних, ботик был выписан Никитой Романовым из Англии, доставлен в Москву через Архангельск. Другие считают, что он вполне мог быть построен на Дединовской верфи и позже перевезен в Москву.

Голландец Тиммерман, согласно письменному свидетельству Петра I, определил происхождение ботика как английское. Он же посоветовал Петру для восстановления ботика обратиться к голландскому мастеру Карстену Бранту, работавшему в то время плотником в Москве. Брант вместе с помощником починил ботик, сделал мачту и установил паруса. Под его руководством Петр совершил первое плавание по реке Яузе и научился ботиком управлять.

Когда-то Карстен Брант работал на строительстве фрегата «Орел» в Дединове, был помощником корабельщика Ламберта Гельта. В составе команды «Орла» Брант прибыл в Астрахань. После захвата города войском Степана Разина он вынужден был оттуда бежать. Со множеством приключений мастер добрался до своей родины, но затем принял решение вернуться в Москву. Казалось бы, он точно должен был знать, делался ли найденный в Измайлово ботик в Дединово, или нет. Я нашел в книге Льва Рубинштейна «Дедушка русского флота» (Детгиз, 1946, текст имеется в Интернете) слова о том, что Брант засвидетельствовал английское происхождение ботика (с. 35), однако документальных подтверждений тому со стороны историков нет.

По указанию Петра I в 1723 году ботик был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург для участия в различных торжествах. С того времени он стал называться «дедушкой русского флота». При Екатерине II для его сохранения возвели специальный Ботный дом на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Со временем ботик пришел в полную негодность. В 1996 году была изготовлена его точная копия в натуральную величину, которая сейчас и экспонируется в Ботном доме.

Рядом с местом, где располагалась верфь, на деньги купца Никиты Шустова в 1700 году была возведена церковь Живоначальной Троицы. Она существует и поныне, является действующей, хотя и заслуживает капитального ремонта и реставрации.

Петр Первый и Дединово

Дединово - памятник Петру I
Памятник Петру Первому у мемориала «Орел»

Царь Петр останавливался в Дединове как минимум дважды. Первый раз в мае 1695 года, во время похода на Азов. Второй — в 1722 году, 17 мая, направляясь по Оке в Персидский поход.

В 1718 году Петр прислал в Дединово из Москвы образец усовершенствованного им лично с участием дединовских мастеров коломенского струга -«коломенки». Судно стало короче (в длину — 18 метров) и более приспособленным для прохождения мелей. Ранее коломенки служили всего одну навигацию, поскольку доски его днища сшивались лыком. Спустя некоторое время они начинали давать течь. Петровский струг сшивался скобами и гвоздями — был «не лыком шит». Он выдерживал 5 — 6 навигаций. Образцовая коломенка хранилась в никольском приделе Троицкой церкви до середины XIX века.

Как ни печально закончился поход малой флотилии к Каспийскому морю, идея морского судостроения пустила корни в сознание государственных мужей. Так, Посольский приказ вошел в Боярскую думу с предложением строить в России морские корабли не только для нужд своего флота, но и для продажи их в иные государства, то есть на экспорт.

Идеей создания российского флота вдохновился сын Алексея Михайловича Петр Великий. Он даровал кораблям новый флаг – Андреевский. В предисловии к Морскому уставу 1720 года самодержец так оценивает начинание своего отца:

«И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако ж достойное оно есть вечного прославления; понеже и довольно нам являет, какого духа был оной монарх, и от начинания того, аки от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

Авторитет дединовских плотников был таков, что царь Петр призвал их на Адмиралтейскую верфь в Петербург.

Дединово — Львовская слобода

Река Ока естественным образом делит Дединово на две части. На левом берегу находится администрация сельского поселения, краеведческий музей, кадетская школа-интернат, церковь Святой Живоначальной Троицы (Троицкая). На правом берегу — памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну, и церковь Казанской иконы Божией Матери.

Правобережную часть Дединова еще называют Львовской слободой — по имени помещика Льва Дмитриевича Измайлова (1763 -1836), отличавшегося буйным характером. Во время войны с Наполеоном он собрал «рязанское ополчение» в количестве 15000 человек. В конце войны дослужился до звания генерал-лейтенанта и получил из рук Александра I золотую табакерку с бриллиантами. Однако в мирное время Измайлов стал вести распутную жизнь и был жесток со своими крепостными.

Л.Д. Измайлов завещал всё свое состояние и 11000 душ крепостных графу Александру Дмитриевичу Толстому (1794 — 1856). В 1845 году на средства А.Д. Толстого на правом берегу была построена Казанская церковь, при ней возникло кладбище. Все храмы в селе были закрыты в советское время. Различные требы жители правобережья были вынуждены проводить в далёкой от них Троицкой церкви, открывшейся после реставрационных работ в 1990-х годах.

В начале Великой Отечественной войны в селе Дединово размещался военный аэродром. Летчики жили в Казанской церкви. После войны в церкви размещались склады. Постепенно храм стал разрушаться. В начале XXI века церковь не имела крыши, куполов, по стенам шли трещины, с потолков падали куски кирпичей.

Освящение храма в Дединово

Дединово - Антонина Пушкина
Антонина Пушкина рядом с иконой Казанской Божией Матери

В 2009 году на правобережье сложилась инициативная группа за восстановление Казанской церкви. Ее возглавили местная жительница Антонина Пушкина, в прошлом преподаватель техникума, и Владимир Благодатских, плотник-корабельщик, переехавший на жительство в Дединово уже в зрелом возрасте. Объявления о сборе средств были размещены в селе и в Интернете. Жители и гости села стали вносить посильные средства. Большую помощь на начальном этапе восстановления храма оказала администрация Луховицкого района.

Мощный импульс ремонтные работы получили в 2016 году, когда началось их финансирование Благотворительным фондом по восстановлению порушенных святынь. Этот фонд возглавляет руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Станиславович Орешкин. В 2020 году с храма были сняты строительные леса.

13 сентября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провел освящение отремонтированной церкви. Он же возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме и вручил благодарственные грамоты Патриарха главным жертвователям. А.С. Орешкин преподнес Владыке икону Божией Матери «Казанская». Митрополит Ювеналий благословил оставить ее на приходе Казанского храма. Сам А.С. Орешкин был награжден Орденом князя Даниила Московского II степени.

По окончании литургии все могли ознакомиться с реалистичными фресками, на которых «задействована» икона Казанской Божией Матери. Роспись была сделана силами студентов и преподавателей нескольких художественных училищ. На втором этаже храма, как и в далекие годы, открыт придел Александра Невского.

Предстоит приведение в порядок интерьеров колокольни. Однако нет сомнения, что все незавершенные работы будут доведены до конца, и храм в селе Дединово станет притягательным объектом посещения для будущих экскурсий.

Ссылки

При написании данной статьи использованы следующие источники.

Сайт села Дединово

Великое освящение Казанского храма села Дединово

Создана фотогалерея «Путешествия в село Дединово 2018 — 2020»

На странице «Фотогалереи» вы найдете ссылки на фотовоспоминания о других моих путешествиях и экскурсиях. Фотографии на них снабжены подписями и подробными примечаниями.

Если вам данная публикация понравилась, нажмите на кнопку ниже для размещения репоста на своей странице в соцсетях.