Экскурсия «По западным окраинам Москвы»

Экскурсия «По западным окраинам Москвы» — это прикосновение к российской истории XVII — XIX веков, к ее бурным и зачастую мало известным страницам.

Данная экскурсия является авторским маршрутом Веры Васильевны Агеевой, сотрудницы туристического агентства «Вокруг света». Она уже несколько лет проводит эту экскурсию и имеет о ней на сайте агентства много положительных отзывов.

Я был на этой экскурсии 22 февраля 2020 года. Единственное, что мне не понравилось — это место встречи. Экскурсионный автобус ждал всех у панорамы «Бородинская битва», к которой от ближайшего метро «Парк Победы» надо было пройти расстояние почти с километр.

Маршрут был разбит на шесть тематических частей — по числу посещенных районов Москвы.

Остановка 1. Троицкое-Голенищево. Церковь Живоначальной Троицы, XVII век

Село Голенищево впервые было упомянуто в летописях за 1406 год. До отмены патриаршества Петром I оно было летней резиденцией патриархов Московских и всея Руси, цари приезжали к ним гости. Церковь Живоначальной Троицы была возведена в 1645 году. Она относится к храмам шатрового типа, возведение которых было запрещено в 1653 году в ходе церковной реформы патриарха Никона. Мощные стены храма семнадцатого века великолепно смотрятся на фоне московских высоток, возведенных в веке двадцать первом.

Остановка 2. Промзона «Очаково». Церковь святителя Димитрия Ростовского, XVIII век

Название «Очаково» происходит от турецкого «очаг» — печка. Удивительным образом на территории современного Очакова разместилось множество «печек» — теплоцентралей. Село Очаково принадлежало некогда князьям Лобановым-Ростовским, позже семье Опочининых. В мае 1757 года на ее территории начинается строительство церкви в честь митрополита Димитрия Ростовского, только что канонизированном Русской православной церковью.

Димитрий Ростовский – личность весьма примечательная и необыкновенная. Он — единственный святой, прославленный в России в XVIII веке. Был ярчайшим проповедником, борцом с пьянством и невежеством, талантливым писателем и педагогом – он основал в Ростове Великом славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского языков. Впоследствии в честь митрополита Димитрия была названа крепость Ростов-на-Дону.

В 1761 году строительство церкви было закончено. В 1781 году Очаково покупает ректор Московского университета, автор знаменитой в свое время исторической эпопеи в стихах «Россиада» Михаил Матвеевич Херасков, который поселяется здесь вместе со сводным братом Николаем Никитичем Трубецким. Церковь святителя Димитрия Ростовского становится их домовой церковью. Уже после экскурсии я узнал, что отец Михаила Хераскова Матей Хереску принадлежал к валашскому боярскому роду, который поддерживал Петра I в его войне с турками. После неудачного для русской армии Прутского похода (Молдавия, лето 1711 года) Матей Хереску вместе с другими подданными молдавского господаря Дмитрия Кантемира переехал на жительство в Россию.

 Сообразуясь с духом времени, Херасков и Трубецкой построили в Очакове всевозможные декоративные сооружения – гроты, беседки, павильоны. Братьев часто посещают гости. Михаилу Хераскову принадлежат такие строчки: «Тогда, чтоб счастливым с утра до ночи быть,
Довольно было день в Очакове прожить».

Остановка 3. Троекурово. Церковь святителя Николая, XVIII век

Один из князей Ростовских – Михаил Львович – имел прозвище Троекур и стал основателем фамилии Троекуровых. В середине XVII века село Никольское перешло к ним во владение от Годуновых и стало называться Троекуровым. В 1704 году в селе была возведена каменная церковь в стиле московского барокко на месте старой деревянной.

Святитель Николай, он же Николай Чудотворец и Угодник (270 — 345) — архиепископ из Мир Ликийских (Византия), небесный покровитель путешествующих и заключенных, на Западе — преимущественно детей. Считается прообразом Санта-Клауса (Николаос перешло в Клаус). В 1991 году храм Николая Чудотворца в Троекурове был возвращён РПЦ. Спустя год в нём возобновились богослужения. Позднее внешний облик храма и колокольни был восстановлен силами живущих в центре реабилитации при храме бывших заключенных и наркозависимых.

Во времена Екатерины II владельцем села Троекурова стал Александр Николаевич Зубов, отец двух братьев Зубовых – знаменитого Платона, последнего фаворита императрицы, и Николая, получившего высокий придворный чин обер-шталмейстера. К Николаю и перешло Троекурово после смерти отца и матери. Впоследствии Николай Зубов принимал активное участие в убийстве Павла I. Он нанес ему смертельный удар в висок табакеркой.

В 1796 году Николай Зубов по предложению Екатерины II и по взаимному согласию женился на Наталье Александровне Суворовой, дочери великого полководца, которую знаменитый ее отец звал не иначе, как «моя любезная Наташа Суворочка». Она вышла замуж за брата фаворита двадцати лет, но через девять лет осталась вдовой с шестью детьми, посвятив оставшуюся жизнь их воспитанию. Летним временем она обычно жила в троекуровском доме. Скончалась Н.А. Зубова в 1844 г., 69 лет, и село перешло к ее старшему сыну графу Александру Николаевичу Зубову.

Правнук Николая Зубова граф Валентин Платонович Зубов по иронии судьбы при Керенском принимал участие в спасении сокровищ замка в Гатчине, где подолгу жил Павел I. После прихода к власти большевиков он приказом наркома Луначарского 22.11.1917 был назначен первым директором Гатчинского дворца-музея. Эмигрировал в 1925 году во Францию.

Остановка 4. Сетунь. Церковь Спаса Нерукотворного, XVII век

При посещении храма в Сетуни экскурсанты невольно перенеслись в конец 17-го века, в драматичнейшее время стрелецких бунтов. Село Манухино, на территории которого была построена в 1676 году церковь Спаса Нерукототворного образа, принадлежало одному из наиболее влиятельных бояр времён царствования Алексея Михайловича – Артамону Сергеевичу Матвееву. В его доме воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I. После возведения церкви село было переименовано в Спасское-Манухино или Спас-Сетунь.

Смерть царя Фёдора III (1661 — 1682) и избрание на престол Петра (27 апреля 1682) привели к тому, что власть оказалась в руках Нарышкиных. Первым делом нового правительства было возвращение Матвеева из ссылки, в которую он был отправлен Милославскими, сторонниками Федора. Артамон Матвеев приехал в Москву вечером 11 мая. А 15 мая разыгрался стрелецкий бунт, одной из первых жертв которого пал Матвеев. Он попытался убедить стрельцов прекратить бунт, но был убит на глазах царской семьи, на Красном крыльце, сброшен вниз на площадь и изрублен.

Эта сцена произвела неизгладимое впечатление на молодого царя. Были убиты также два брата Натальи Нарышкиной. Так начиналось время, позже названное Хованщиной — по фамилии предводителя стрелецкого бунта князя Ивана Хованского.

Главный престол храма посвящен перенесению в 944 году нерукотворного образа Христа из города Эдессы (на юге Малой Азии) в Константинополь. По легенде, это изображение осталось на холсте, который возложил на свое лицо Христос. Святынями храма являются частица Древа Честного Животворящего Креста Господня и частица мощей святого Николая Чудотворца. Ампула с мощами вставлена в его икону.

По дороге в Кунцево была сделана остановка перед домом Льва Александровича Нарышкина, в котором перед коронацией в Кремле 7 июня 1763 года останавливалась на ночь Екатерина II.

Остановка 5. Кунцево. Церковь в честь иконы «Знамение» Божией матери, XX век

Церковь в Кунцево
Церковь в Кунцево

Церковь в Кунцево относится к достаточно популярному в конце XIX — начале XX века неовизантийскому стилю. Храм был построен в 1911 – 1913 годах по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева (1859 — 1912). Заказчиками были родственники богатейшего купца первой гильдии Кузьмы Солдатенкова. Согласно их пожеланию архитектор составил проект храма в неовизантийском стиле. Колокольня была представлена в виде столпа, стоящего отдельно от храма. Для внутреннего убранства церкви использовалась мозаичная техника Равеннской школы. Город Равенна на юге Италии в VI-VII был экзархатом Византийской империи. Храм освятили в 1913 году — уже после смерти архитектора.

В храме перед алтарем расположена икона Божией Матери «Знамение», на которой изображена сидящая Богородица. На груди ее, на фоне круглого щита — божественный младенец. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых ее иконописных образов. Знамение новгородское произошло в одну из междоусобиц 1170 года, когда соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Стрела суздальцев, попавшая в икону, которую обносили по периметру новгородской крепости, привела к тому, что Богородица стала слезоточить. После такого знамения на суздальцев внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные новгородцы устремились в бой и победили.

Остановка 6. Фили. Нарышкинский стиль — церковь Покрова Богородицы, XVII век

Как большой свадебный торт открывается туристам храм в Филях — чудо русской архитектурной мысли конца XVII века. Храм был построен в 1690-1694 гг. крепостным архитектором Яковом Бухвостовым по заказу боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Лев Нарышкин был братом царицы Натальи Кирилловны, и, соответственно, приходился родным дядей Петру Первому, Фили было подмосковным имением Нарышкина.

Создание храма связано с событиями cтрелецкого бунта 1682 г. После смерти царя Федора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных. Во время бунта от рук стрельцов погибли два старших брата Льва Кирилловича – Иван и Афанасий. Они, как и Лев Кириллович, были сторонниками царевича Петра. Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине царского дворца, молился образу Спаса Нерукотворного. Он дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм и через семь лет исполнил свое обещание, заказав строительство.

Нарышкинский стиль — условное название специфического направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв. Ранее его называли нарышкинским, или московским, барокко. Однако И.Э. Грабарь и Б.Р. Виппер доказали ошибочность такого наименования. Они показали, что нарышкинский стиль соотносится не с западно-европейским барокко, а с маньеризмом, характерной особенностью которого является вычурность форм и удлиненность линий.

Церковь имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, и нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний работает как музей с 15 мая. Мы посетили нижний храм, и были поражены в нем богатым золочением иконостаса.

Резюме об экскурсии

Экскурсия «По западным окраинам Москвы» началась в 10 часов утра у панорамы «Бородинская битва», завершилась в 16 часов у метро «Фили». Переезды в комфортабельном автобусе переносились легко. Экскурсовод пользовалась микрофоном, так что ее речь была хорошо слышна и в автобусе, и на местах-локациях.

За время экскурсии ее участники узнали много интересных подробностей о российской истории XVII — XX веков. Данная экскурсия по Москве отличалась тем, что проходила по окраинным, относительно труднодоступным районам столицы, которые вошли в ее состав только во второй половине XX века. Могу рекомендовать данную экскурсию всем интересующимся архитектурой Москвы и историей России.

Фотогалерея экскурсии «По западным окраинам Москвы»

На странице «Фотогалереи» вы найдете ссылки на фотовоспоминания о других моих путешествиях и экскурсиях. Фотографии на них снабжены подписями и подробными примечаниями.

Если вам данная публикация понравилась, нажмите на кнопку ниже для размещения репоста на своей странице в соцсетях.